Итак, у вас есть обозначение, претендующее на звание товарного знака. И, конечно же, вы примерно представляете или даже уверены в том, какие именно товары (услуги) будете продавать конечному потребителю под таким товарным знаком.
В любом случае вам понадобится ознакомиться с действующей редакцией международной классификации товаров и услуг (МКТУ) для поиска соответствующих наименований товаров (услуг), а также определения их группировки по классам МКТУ. В дальнейшем данную информацию необходимо будет указать в заявке на регистрацию товарного знака.Действующую редакцию МКТУ всегда можно найти на официальном сайте ФИПС по этой ссылке. Там же при клике по строке «Список классов» открывается перечень всех 45 классов МКТУ с указанием наименования каждого.
Но для более предметного изучения потребуется осуществить переход по активной ссылке с действующей редакцией МКТУ, после чего вам будет предложено скачать 2 файла: word- и excel-формата.
В документе формата Word содержится информация общего характера, а также пояснения о возможности отнесения тех или иных товаров (услуг) к соответствующему классу МКТУ. В файле Excel-формата находится поименный перечень товаров и услуг на русском и английском языках с разбивкой по классам. Для более лучшего понимания рассмотрим наглядный пример.
Допустим, мы как производители хотим зарегистрировать товарный знак «
» в отношении (как минимум) следующих товаров: футболки, кухонные фартуки, керамические кружки, открытки, блокноты, обложки для паспортов, а также и в отношении услуг, которые обычно оказывают магазины, в частности, по продаже товаров. Также необходимо учесть, что в магазине мы намереваемся продавать товары не только собственного производства, но и сторонних производителей.
Для начала попробуем найти к какому классу относится такой товар как футболка. Открываем Excel-файл с перечнем товаров и услуг по международной классификации. Используя сочетание клавиш Ctrl+F, вызываем окно с функцией «Найти», печатаем в строке поиска искомое слово без окончания и жмём на кнопку «Найти далее».
В результате мы видим, что с данным наименованием нашлось всего два варианта: «футболки» и «футболки компрессионные [рашгарды]», и они оба соответствуют 25 классу МКТУ.
Переходим к подбору класса для такого товара как кухонный фартук. Указываем в поисковом окне слово «фартук» и запускаем поиск.
По его результатам мы обнаруживаем, что с данным наименованием встречается тоже два варианта: «фартуки суппортов [детали машин]» из 7 класса и «фартуки [одежда]» из 25 класса. Поскольку мы не планируем заниматься изготовлением подобных деталей для машин, 7 класс нам явно не подходит. Поэтому берем на заметку только 25-тый.
Далее, действуя по аналогии, мы определили, что керамическая кружка относится к товарам 21 класса, а открытки, блокноты и обложки для паспортов к товарам 16 класса МКТУ соответственно.
Что касается определения класса для услуг, которые оказывают магазины, то в этом случае поиск следует осуществлять по связанным с ними запросам: «продажа», «продвижение», «демонстрация», «витрина», «презентация» и т.п. Проверяя каждое слово без указания его окончания, можно просмотреть все имеющиеся варианты, а также соответствующие им классы, отбросить неподходящие и взять на заметку только нужные. Однозначно услуги магазина следует отнести к 35 классу МКТУ.
Таким образом, по результатам проведенного поиска мы определили, что с нашей стороны регистрация товарного знака « » будет испрашиваться в отношении, как минимум, следующих товаров и услуг по международной классификации:
Класс МКТУ | Наименования товаров (услуг) |
16 | открытки поздравительные; блокноты для рисования, черчения; блокноты [канцелярские товары]; блокноты; обложки для паспортов |
21 | кружки |
25 | футболки; фартуки [одежда] |
35 | демонстрация товаров; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]; презентация товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; предоставление коммерческой информации и консультаций потребителям по вопросам выбора товаров и услуг; управление процессами обработки заказов товаров; продвижение товаров и услуг через спонсорство спортивных мероприятий; продвижение товаров через лидеров мнений; оформление витрин |
Возможно ли использовать свои термины для обозначения товара (услуги) и отступать от терминологии действующей редакции МКТУ? Да, но с особой осторожностью. В этом случае вы должны указать наименование таким образом, чтобы в ходе экспертизы у проверяющего не было проблем с идентификацией такого товара (услуги) и не возникало никаких сомнений в правильности соотнесения такого наименования с соответствующим классом МКТУ. Иначе вы рискуете погрязнуть в переписках с Роспатентом, что еще больше увеличит срок рассмотрения вашей заявки.
Полная пошаговая инструкция по самостоятельной регистрации товарного знака в Роспатенте доступна для скачивания в PDF-формате, скачайте ее по ссылке.